КАК ЛЮДИ РОЖАЛИ РАНЬШЕ
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Александр Ольгин
Разочарую сразу: раньше рожали примерно так же, как и сейчас. За тысячи лет человеческая физиология не изменилась — разве что, если верить антропологам, люди стали повыше. «Но ведь древним не были известны достижения современной медицины», — скажете вы и будете правы, но лишь отчасти. Одному из самых древних дошедших до нас (а сколько рукописей пало жертвой прожорливого времени? а сколько еще ждет своих открывателей?) медицинских сочинений без малого 50 веков! Пять тысячелетий — почтенный возраст, не правда ли? Да еще не одну сотню лет сведения, содержащиеся в этом трактате, должны были передаваться из поколения в поколение — ведь для того, чтобы записать, нужно, как минимум, иметь, что записывать! И еще одна любопытная деталь: одно из древнейших в мире медицинских сочинений посвящено… гинекологии. Речь идет о хорошо известном историкам медицины так называемом Кахунском гинекологическом папирусе, получившем свое название от египетского местечка Кахун, где он был найден британским египтологом в 1889 г. Еще два знаменитых древнеегипетских «медицинских папируса», тоже найденных англичанами и тоже в XIX в., хотя и не посвящены целиком акушерству и гинекологии, но отводят этой отрасли медицины весьма почетное место.
Итак, что же нам известно из этих и других источников о том, как наблюдали за беременностью и рожали в Древнем Египте?
Прежде всего собравшегося жениться мужчину, конечно же, интересовало, не бесплодна ли его избранница. Определялось это следующим образом: перед сном во влагалище помещался зубчик чеснока. Если женщина, проснувшись поутру, ощущала во рту привкус и запах чеснока, ее «детородный прогноз» признавался положительным. В противном случае она считалась бесплодной. Способ этот вовсе не так глуп и бессмыслен, каким может показаться на первый взгляд. Он основан на осознании того факта, что гениталии непосредственно связаны с прочими органами человеческого тела, при непроходимости же фаллопиевых труб такая связь прерывается. Между прочим, в наше время практикуется так называемый тест Спека, основанный на том же принципе: в матку вводится раствор фенолфталеина; если проходимость труб не нарушена, через некоторое время этот индикатор появляется в моче женщины.
Предположим, наша воображаемая древнеегипетская героиня оказалась вполне способной к деторождению. Дабы женщина поскорее зачала, ее окуривали специальными благовониями. Прошло некоторое время, и она заподозрила, что беременна. Ясности в этом вопросе пять тысяч лет назад хотелось ничуть не меньше, чем в наше время. Разве что методы диагностирования беременности «слегка» изменились. УЗИ, как вы понимаете, у древних египтян не было, задержка менструации, как известно, еще не 100%-ный признак, поэтому приходилось прибегать к весьма, я бы сказал, изощренным методам. Считалось, например, что моча беременной значительно лучше способствует прорастанию злаков, нежели моча незачавшей женщины. Таким тестом убивали сразу двух зайцев: во-первых, устанавливали наличие/отсутствие беременности, во-вторых, если беременность подтверждалась, пытались определить пол будущего ребенка. Дело в том, что египтяне были твердо убеждены, что если под воздействием мочи беременной женщины первой прорастет пшеница, значит, она вынашивает мальчика, а если ячмень — родится девочка. О научности таких методов говорить не приходится, однако интересно, что и в Европе вплоть до средних веков практиковали точно такое же «тестирование».
Итак, беременность подтвердилась, определили и пол будущего малыша (нас он в данном случае «за давностию лет» не очень интересует). Что происходит дальше? Дальше наша дама поступает под покровительство богов, «ответственных» за роды, деторождение и детей. Главной покровительницей женщин и детей в Древнем Египте считалась богиня Таурт. Наша беременная наверняка повесила на шею и поместила в изголовье супружеского ложа ее изображение — надежный амулет, хранящий женщину во время беременности и родов. Правда, вид у этого амулета слегка устрашающий: Таурт обычно изображалась в виде стоящей беременной самки гиппопотама с женскими руками и головой львицы.
Были у беременных и рожениц и другие божественные покровители. Например, богиня-мать Хатор — «небесная корова», родившая солнце.
Или кривоногий, уродливый (считалось, что его уродство отпугивает злых духов) бог-карлик Бэс, покровительствовавший еще и танцам.
Интересно, кстати, что в египетском пантеоне, где многие боги совмещали сразу несколько функций, одни и те же божества нередко ведали деторождением, смертью и… танцами. Хатор, например, — богиня деторождения, любви, веселья, музыки, пляски (один из ее атрибутов — музыкальный инструмент систр) и одновременно — «владычица прекрасного запада», вместе с Таурт встречающая умерших на пороге подземного царства. Что ж, возможно, в этом заключена великая мудрость: божества, встречающие человека на пороге этой и «той», загробной, жизни, сопровождают его и в одном из самых радостных проявлений земного человеческого бытия — в танце. А может быть, древние египтяне относились к танцу куда менее легкомысленно, чем мы, и считали его своего рода квинтэссенцией, выразителем сути всей земной жизни…
Впрочем, мы отвлеклись: нашей героине вот-вот придет время рожать! Незадолго до родов она отправится в ближайший «родильный дом» — «маммизи», но вовсе не с тем, чтобы там рожать, как вы могли бы подумать. Маммизи (в переводе с языка древних египтян — «дом родов») — это храм, воздвигнутый в честь родов богини Хатор, в результате которых появился на свет Ихи — сын бога-сокола Гора, бог музыки, чудесное дитя, получившее при рождении дар вечного детства. Такие «родильные дома» воздвигались в разных местах, но самый главный располагался в городе Дендера, где, собственно, и родила своего сына богиня Хатор. Беременные женщины стекались сюда со всего Египта — дабы подтвердить перед богиней-роженицей Хатор свое благочестие и заручиться ее поддержкой в грядущих родах
После паломничества в роддом (не правда ли, весьма забавное для нашего уха сочетание?) беременной оставалось сидеть дома и ждать родов. Скорее всего, она заранее договаривалась с внушающей ей доверие акушеркой и — как сказали бы мы сейчас — заключала с ней контракт. Обычно египтянки рожали, сидя на корточках на двух каменных брусках и упираясь локтями в колени. При тяжелых родах роженицу окуривали дымом от горящей смолы и массировали ей живот, натирая его шафраном и… пивом.
Все прошло хорошо. Наша героиня благополучно разрешилась от бремени, родив здорового ребенка. В течение трех ближайших лет ей предстоит кормить его грудью. Если у роженицы возникали проблемы с молоком, брался хребет нильского окуня, зажаривался в жире или растительном масле, а затем этим жиром или маслом натирался позвоночник женщины. И только если даже это «верное» средство не помогало, материнское молоко заменяли коровьим.
После родов египтянки нередко хотели годик-другой отдохнуть от деторождения — думаю, современным женщинам вполне понятно такое желание. Что ж, египетские медики разработали для этого случая разнообразные противозачаточные средства, самыми популярными из которых были, пожалуй, крокодильи экскременты (вполне доступное для древнеегипетской дамы средство), смолистые выделения акации, кислое молоко, финики и мед. Все это — по отдельности и в различных комбинациях — вводилось во влагалище. Кстати, современные ученые утверждают, что смола акации, растворенная в молочной кислоте, — один из лучших спермицидов (т.е. средств, убивающих сперматозоиды).
Как видите, древние египтянки не слишком отличались от современных россиянок. Последние, правда, не поливают своей мочой непроросшие зерна, дабы определить пол будущего ребенка (они предпочитают другие, не менее «верные» способы), не вешают на шею беременную бегемотиху (у них есть куда более «современные» амулеты — знаки Зодиака, например), не совершают паломничества в роддом (точнее — не считают визит в роддом паломничеством), во время родов не натираются пивом, а после — хребтом окуня, не употребляют в качестве контрацептивного средства крокодильих экскрементов (возможно, вследствие их дефицита), а в остальном…