Сегодня картинг приобретает широкую известность в России. Это не значит, что раньше он не пользовался популярностью. В 70-е годы прошлого века даже проводились крупные соревнования по картингу. В конце 80-х интерес к нему поубавился, а в середине 90-х он возродился вновь, но уже несколько модифицировавшись, ? в виде прокатного картинга и картинг-клубов. Существует по меньшей мере две версии происхождения картинга. По одной из них он зародился в Америке, после Второй мировой войны: в конце 40-х годов фермеры начали приспосабливать двигатели от газонокосилок на детские машинки (спортивных машин тогда еще не было). По другой версии картинг придумали все в той же Америке, но не фермеры, а летчики, и не после Второй мировой, а во время нее: на карты устанавливали моторы от разбитых мотоциклетов.В нынешнее время новый виток развития картинга связан с тем, что на основе картинг-клубов организовывают коммерческие автошколы. В каждом картинг-клубе есть своя спортивная команда, которую финансируют за счет доходов от картинга. В картинге все как положено в большом спорте: разряды, чемпионаты и чемпионы. Для спортивного картинга есть особые машины, трассы, так как, используя трассу и машину прокатного картинга, хороших результатов не добьешься. На прокатных картах установлены резиновые обвесы, что делает автомобиль тяжелее, любительские трассы тоже отличаются от тех, на которых проходят профессиональные гонки.
Сегодня в Москве пять крытых картинг-клубов и около пятнадцати открытых. Минус последних - они работают только в летний сезон. В Москве интенсивнее развиваются крытые, круглогодичные, картодромы, так как теплых дней обычно бывает немного, и солнце редко радует город своим светом. Среди картинг-клубов есть как недавно открывшиеся, так и те, которые существуют в течение четырех-пяти лет и имеют уже устоявшиеся традиции.
При выборе картодрома очень важно учесть покрытие трассы. Лучше всего, если оно деревянное или фанерное, так как в этом случае машиной легче управлять. Сегодня трасса с таким покрытием есть только на двух картодромах в Москве.В наши дни пять картодромов для Москвы то же, что лет десять назад два-три боулинга на весь город. По оценкам работников картинг-клубов, лет через пять крытых картодромов в столице будет около 25. В Берлине, например, их уже около 20 при численности населения в 3,5 млн. У нас же 20 клубов на более чем 10 млн. жителей. Как уже было сказано, спортивных результатов в прокатном картинге добиться невозможно. Тем не менее любительские заезды максимально точно имитируют профессиональные. Любительские гонки проводятся практически во всех картинг-клубах.
В этом году в честь праздника 8 Марта на одном из московских картодромов прошел специальный чемпионат, в котором принимали участие только девушки. Иногда по желанию клиентов картинг-клуба устраивают ночные гонки. Участники платят вступительный взнос, проходит серия квалификаций и добро пожаловать на трассу. На картах устанавливают фары, вдоль всей трассы развешивают гирлянды. Внешне карты отдаленно напоминают машины "Формулы-1", хотя это сходство зависит от обвеса. По бокам карта вмонтированы резиновые детали, смягчающие удары. Коробки передач как таковой нет, ее заменяет вариатор.В картинг-клубах может быть установлена система хронометража, которая позволяет после каждого заезда посмотреть его распечатку: время круга, среднее время и (в отдельной колонке) лучшие результаты.
Стандартный набор экипировки гонщиков: перчатки, шлем, подшлемник, при желании - комбинезон. На всех крытых картодромах есть раздевалки и душ. Для прокатного картинга важно, чтобы все машины были одной модели. Если результат заезда зависит только от мощности карта, зачем вообще соревноваться? Заезды проходят следующим образом. Участники стартуют с интервалом в пять секунд. Максимально допустимое количество машин на трассе - восемь. Иногда все соревнующиеся хотят стартовать одновременно, и тогда на старте карты выстраиваются в линию. Контактная борьба здесь не допускается, ведь так недалеко и до травмы. За порядком на трассе внимательно следят. По обочинам на всей протяженности устанавливают защиту: специальную резиновую ленту и автопокрышки, в которые можно смело врезаться, не опасаясь последствий. Трасса для картинга представляет собой ряд прямых отрезков и многочисленных поворотов. Она не может иметь форму правильного круга, или кольца, поскольку под нее используют каждый метр крытого картодрома.
Как выглядит типичный картинг-клуб? Помимо картодрома в нем есть еще несколько залов. В одном из них, как правило, расположены бар и кафе, в другом - стойка с телевизорами, показывающими все, что происходит на трассе. Изображение на экраны передается непосредственно с телекамер, установленных на шлемах гонщиков и по всей протяженности трассы. Таким образом, сидя за столиком кафе или у стойки бара, можно следить за тем, как ваш ребенок, друг или подруга водит карт, врезаясь в барьеры, либо, наоборот, лихо беря повороты. В Москве есть только двухуровневые трассы; трехуровневых пока нет, хотя один картодром уже планирует строительство третьего полуэтажа этой весной. В чем преимущество трехуровневой трассы? Ее продолжительность увеличивается, а значит, возрастают скорости машин. Если длина одного круга двухуровневой трассы 350 метров, то с запуском третьего уровня она будет составлять уже более 500 метров.
Картинг не самый дешевый вид развлечения. Средняя цена одного десятиминутного заезда в картинг-клубах Москвы от 250 до 400 рублей. Но обязательно есть скидки. В каждом клубе свои условия скидок. Где-то достаточно распечатать купон с сайта, дающий десятипроцентную скидку на заезд, а где-то работает система клубных карт, предполагающих право на значительно большие скидки. Карточку вручают уже после второго заезда. Кроме того, оставив свои координаты в картинг-клубе, вы сможете получать информацию обо всех гонках на картах и узнавать новости автомобильного мира.