МОСКВА ФОРУМ

Объявление

Форум туристов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МОСКВА ФОРУМ » .::Кулинария::. » Сервировка стола


Сервировка стола

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

В средние века
http://www.kulina.ru/images/r89.jpg
В VI веке впервые появились свечи, сделанные из пчелиного воска или сала. В VII! веке при многих королевских дворах еще не было ни скатертей, ни тарелок. Кушанья накладывали в углубления на дубовом столе. Часто ели и пили без меры, так что застолья нередко заканчивались общей свалкой. Существовал даже закон, по которому все присутствовавшие за столом могли быть привлечены к ответственности за убийство, если кто-нибудь погибал в пьяной драке от руки своего соседа по столу. Но если в трапезе принимали участие более семи человек, то к ответственности не привлекали никого, дабы предотвратить истребление знати.
Карл Великий, живший с 744 по 814 год, возродил традиции греков и римлян и превратил застолье в пышный ритуал. Во время еды он слушал музыку или ему читали вслух. За столом ему прислуживали стольник и кравчий. Свои праздники Карл Великий устраивал с большим размахом. Зал украшали коврами, еду подавали на золотых блюдах. Мясо за столом ели с помощью маленьких ножей, поскольку ложек было мало. О развлечении гостей заботились многочисленные певцы, шуты и танцовщицы. После праздника, прощаясь с гостями, Карл преподносил им богатые подарки. С XI века к трапезам начали допускать и женщин; поведение гостей во время застолий сразу же стало более цивилизованным. За столом сидели парами и пользовались одним кубком и блюдом на двоих. Стол украшала скатерть, о которую, однако, можно было вытирать руки. Тому, как вести себя за столом, учили особые правила: рекомендовалось не вытирать жирные пальцы о праздничную одежду, есть и пить не спеша. Важной принадлежностью стола была роскошно украшенная солонка. Она всегда была закрыта и охранялась, поскольку все боялись возможных попыток отравления: господствовало мнение, что в соли яд нельзя обнаружить.
http://www.kulina.ru/images/r90.jpg
Кульминацией праздничного застолья был жареный павлин, лебедь или фазан, которого вносили, украсив его собственным же оперением. По окончании пира столы в буквальном смысле поднимали. Ведь состояли они из столовых досок, которые клали на козлы, а затем доски отставлялись в сторону. Поэзия миннезингеров и другие литературные произведения дают нам прекрасную картину жизни в XII-XIII веках. Культура застолий играла все большую роль. Рыцарь должен был знать очень многое, чтобы достойно вести себя за столом. Правилами хорошего тона запрещалось разговаривать с полным ртом и выхватывать у соседа из-под носа лучший кусок. Дамы должны были хорошо поесть заранее, дабы на пиру с чистой душой и без внутренних терзаний предлагать рыцарям лучшие куски мяса. Строго соблюдался порядок рассаживания гостей; в торце широкого стола сидел хозяин дома, за особыми столами - его семья и почетные гости. Остальные гости сидели на простых скамьях вдоль стен.

В XIII веке вино и хлеб были на каждом столе. Каша, горох, яйца и бобы являлись основными продуктами питания. Мясо было привилегией богатых. Однако по большей части они ели не лучше, а просто чаще. В княжеских кругах мытье рук превратилось в ритуал. В это время излюбленными были плюшевые скатерти, сложенные вдвое и усыпанные цветами. Сосуды на столах также украшали венки из цветов. Но число ножей и ложек было ограничено. Пажи вносили блюда на серебряных и оловянных подносах и подходили сначала к резчику жаркого, а затем к гостям. Те брали кушанья аристократично: тремя пальцами - и клали на круглые куски хлеба, которые служили тарелками. Богачи выставляли напоказ приборы, разложив их на сервировочных столах. Простолюдины же довольствовались посудой из дерева, глины или простого толстого, так называемого 'лесного' стекла. В XIV-XV веках начинается расцвет бюргерства. Новая знать тоже стремилась к более роскошной жизни. В домах богатых торговцев появились ножи, ложки, солонки, сосуды для напитков. Все больше входили в употребление тарелки из олова и дерева. Но на торжества по-прежнему каждый гость приносил с собой ножи и ложки, поскольку у хозяина чаще всего их было немного и хватало только для себя самого и своих близких. Правила поведения за столом становились все более утонченными. Вот что говорится в руководстве к поведению за столом от 1492 года: 'Не чешись за столом. Ибо это насмешка двору. Не хватайся за живот и за голову. Иначе могут подумать, что ты вшивый и пьяный. Да будет брюхо твое здорово во все времена, и зад твой в порядке, а чтобы он не каркал до времени, беги подальше от людей'.
Во время больших праздников стены украшали цветами. Гостей не только богато принимали, но и одаривали дорогими подарками. Вот как, например, рассказывали о праздничном банкете герцога фон Шартреза: 'Внесли большой засахаренный ствол дерева, в котором находились записочки с именами приглашенных. Затем были принесены шейные цепочки, браслеты, серьги, пряжки и цепочки для шапок общей стоимостью в 250 скуди. И его светлость начал лотерею. И пока каждый тянул и искал выигрыш, играли четыре флейты'.

В новое и новейшее время
http://www.foodstuff.ru/uploads/downloads/foto/zagot/ser.jpg
В XVI веке в Европе стало обычным делом пользоваться ножами и ложками. Только вилка укоренялась медленно. Она была заимствована у венецианцев, которые пользовались ею, когда ели фрукты, чтобы сок не окрашивал пальцы. Во Франции долго пользовались пятипалой вилкой. Именно ее подразумевал Монтень, когда говорил: 'Иногда я ем так торопливо, что кусаю пальцы'. В те времена распространению новых обычаев сопротивлялось главным образом духовенство, которое настаивало на сохранении традиций застолий времен Иисуса Христа. Но культура застолий обогащалась, и вот уже скатерть и салфетки стали привычными предметами сервировки. Появились специальные блюда для жаркого, супницы и тарелки из олова и серебра, редко из фарфора, который привозили из Китая. Знать и богатые горожане устраивали роскошные праздники, похожие на те, что были в позднем Риме. В моду вошли несъедобные муляжи кушаний; стол украшали копии крепостей, городов и ландшафтов. Люди, достигшие высокого уровня благосостояния, обязаны были владеть искусством резать жаркое. Существовали даже учебные пособия, 'Книжечки резчика', в которых часто рассказывали и о том, как складывать салфетки. Во время праздников помещения пышно украшали цветами, при этом все большую роль играли срезанные цветы, которые впервые стали ставить в специальные сосуды. В XVII веке начал формироваться современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек). Вилка получила всеобщее распространение и приобрела ту форму, которую имеет и по сей день - с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а нож получил закругленный конец. Гостям теперь уже не приходилось приносить приборы с собой, поскольку в каждом доме их было достаточно. Цветы в особых сосудах украшали стол, по стенам крепили гирлянды из цветов и ветвей.

В 1695 году во Франции изобрели керамический фарфор, который, однако, не получил распространения, поскольку был мягким (без каолина) и хрупким. В Богемии развивались стекольные мануфактуры, производившие особо прочное стекло, близкое к хрусталю. В конце XVII века англичане открыли, что стекло обретает особый блеск, если в него добавить свинец. В Европе XVIII век принес решающее изобретение: 'новое' открытие фарфора. Начиная с XIII века 'белое золото' в больших количествах импортировали из Китая. Фарфор был объектом престижа для княжеских дворов. В Европе проводили многочисленные эксперименты, чтобы самим производить желанную керамику. В 1707 году естествоиспытателю Эренфриду Вальтеру графу фон Чирнхаузу и его помощнику Иоахиму Фридриху Бётгеру удалось наконец получить керамику из красной глины. Годом позже получили первый белый твердый фарфор, а вскоре и глазурь. В 1710 году в Мейсене возникла фарфоровая мануфактура, которая, однако, не смогла долго удержать монополию. На мануфактурах, возникших вслед за ней, начиная с 30-х годов XVIII века стали производить большие фарфоровые сервизы, выполненные в едином стиле. Впервые появилась возможность накрыть стол одинаковой посудой. Были унифицированы и столовые приборы, их промышленное производство началось в ; АНГЛИИ в 1781 году. С распространением чая, кофе и шоколада появилась и специальная посуда для них. С 1730 года получают распространение чашки различной формы. Их развитие шло на основе китайской чаши 'вершинки'. Так же в качестве европейского декоративного элемента к ним добавили ручки, а также блюдца. Благодаря появлению новых напитков, завтрак приблизился к своей современной формe. Наряду с появившимися в то время 'кофейными кружками', которые собирались в послеобеденное время, в обществе укоренялись и новые обычаи. В XIX веке в Германии и Австрии сложился стиль бидермейер (1818-1848). Появился круглый стол, который стал центром салона. Неотъемлемой принадлежностью празднично накрытого стола были цветы, которые располагались в вазах и на роскошных додставках. Букет в стиле бидермейер современен и по сей день. В конце 1-века стол украшали зелеными островками из папоротников и пальм, излюбленными были композиции растений в горшках и цветочные гирлянды. Франция стала классической страной хорошей кухни. Долгое время 'Физиология вкуса', написанная Ансельмом Брилла-Савареном в 1825 году, была нормативным произведением. Книга эта стоит у истоков новой традиции, согласно которой уважаемым человеком считается не чревоугодник, но гурман. 'Радость еды мы делим с животными, она предполагает наличие голода и необходимость его удовлетворения. Право на радость от хорошего стола принадлежит только человеку. Она предполагает и подготовку к приготовлению кушаний, выбор места и состава гостей'.

На этой основе в XIX ив начале XX века все более совершенствовалась культура застолий. Сам званый обед стал короче, в моду вошли застольные речи (тосты). Сервиз состоял теперь из множества предметов, предназначенных для отдельных блюд; для столовых приборов были открыты новые металлы и сплавы (никель, нейзильбер, или мельхиор, и другие). Особое значение имели искусно сложенные салфетки, которые дополняли сервировку стола. Большой прогресс был достигнут и в развитии освещения: в 1855 году появилось газовое освещение, а в Америке с 1860 года - керосиновые лампы. Лампы накаливания пробивали себе путь очень медленно. Нынешнее столетие отличается рационализацией времени и труда. Последствия этого сказались и на культуре еды. После второй мировой войны в этой области, как и во многих других, началась американизация. Повсюду возникали оборудованные для 'быстрой еды' рестораны самообслуживания. Стол-буфет с холодными закусками пришел на смену круглому столу, вечеринки с коктейлями - 'кофейным кружкам'. Однако в последние годы вновь больше внимания стали обращать на то, чтобы красиво накрыть стол и хорошо составить меню. 'Быстрая еда' по-американски или культура застолий - сегодня приходится выбирать. Не каждый день можно празднично сервировать стол, и тем не менее, даже малыми средствами, но соблюдая некоторые правила при выборе посуды, украшений из цветов и других декоративных атрибутов, можно создать особую атмосферу.

0

2

Правильно накрыть стол совсем не так сложно, как кажется. В центре каждого прибора стоит сервировочная тарелка или заменяющая ее обычная тарелка. Сервировочная тарелка может быть и из другого материала, чем весь сервиз, например, позолоченная или посеребренная, стеклянная или из темного фарфора, но обязательно должна с ним сочетаться. На сервировочную тарелку ставят тарелку с закуской или супом. Для супов-пюре подают суповую тарелку, для прозрачных супов и бульонов - чашку. К закуске или супу слева вверху ставят маленькую тарелку для хлеба, гренок и масла, а рядом чашку для ополаскивания пальцев. Она вам понадобится, если вы захотите подать гостям устриц, раков, спаржу или фрукты. Эту чашку наполняют теплой водой, добавляя ломтик лимона или лист мяты.
http://www.kulina.ru/images/r88.jpg
Рядом с сервировочной тарелкой и чутъ выше раскладывают все вилки, ржи, ложки, которые могут понадобиться во время еды. Вилки кладут слева, а ножи справа от тарелки. Последним от тарелки лежит прибор, который понадобится первым. Суповая ложка в случае, если в меню нет десерта, лежит сверху от сервировочной тарелки, если же в меню запланирован десерт, - рядом с первым ножом. Бокалы располагаются справа и верху от сервировочной тарелки. Здесь существует тот же порядок, что и с приборами: первым используют дальний бокал. После каждого блюда со стола убирают использованные посуду, бокалы и приборы. Только стакан для воды не убирают в течение всего застолья.

Сервировка для меню с прозрачным супом, закуской, рыбным блюдом, мясным блюдом и десертом.
http://www.kulina.ru/images/r77.jpg

Столовый прибор для традиционного завтрака с кофе или чаем, различными сортами хлеба, маслом и конфитюром или медом (но без яйца)
http://www.kulina.ru/images/r77.jpg

Столовый прибор для меню с супом-пюре, основным (мясным) блюдом с вином и десертом с шампанским.
http://www.kulina.ru/images/r78.jpg

Столовый прибор для меню с апперитивом, прозрачным супом, основным блюдом с вином и десертом с шампанским.
http://www.kulina.ru/images/r79.jpg

Столовый прибор для меню с закуской, основным блюдом и десертом. Предлагаются три различных напитка.
http://www.kulina.ru/images/r80.jpg

Столовый прибор для 'кофейного кружка' или чаепития с выпечкой. Если необходимо, можно добавить нож для выпечки.
http://www.kulina.ru/images/r81.jpg

Столовый прибор для большого завтрака с горячими блюдами, такими, как яичница-глазунья с ветчиной, слоеным пирожком или тостом.
http://www.kulina.ru/images/r82.jpg

0

3

Тарелки http://www.foodstuff.ru/uploads/downloads/foto/05_08_2006/tar.jpg
Первые тарелки появились почти 600 лет назад во Франции и имели четырехугольную форму. А раньше роль тарелок выполняли миски. Кроме горшка и миски в доме русского крестьянина практически не было другой посуды. Делали миски из глины, дерева, а позднее и металла. Размеры некоторых из них были довольно большие, из одной миски ела порой вся семья. Такие огромные 'мисы', которыми пользовались в XII веке, летописец Даниил Заточник называет солилами. Интересно, что в старинных руководствах по этикету давались специальные советы, как культурно есть из общей миски.

Например, рекомендовалось хорошо вытирать ложку, прежде чем снова зачерпывать ею суп: ведь деликатные люди могут не захотеть супа, в который обмакнули ложку, вынув ее изо рта. И все же, согласитесь, миска - это не тарелка. Последняя предназначена в основном для индивидуального пользования, имеет гораздо меньшие размеры и более плоская по форме. Сначала (и довольно длительное время) заменой тарелки служили большие ломти хлеба - обедающий клал на них густую пищу, куски мяса, рыбы и т. д. Затем эти 'хлебные тарелки' обычно съедались, а в богатых домах раздавались нищим или выбрасывались собакам. Настоящие, в современном понимании, тарелки, или, как их когда-то называли - тарелы, появились на Руси не раньше XVI века. Во всяком случае, Лжедмитрий 1, ублажая в Москве Мнишека с сыном, в знак особого к ним уважения, распорядился подать именитым гостям тарелки. Этот факт свидетельствует о том, что еще в начале XVII века они не имели широкого распространения и только - только входили в быт наиболее состоятельной части населения.

0

4

Горшочки http://www.foodstuff.ru/uploads/downloads/foto/05_08_2006/gor.jpg
Главным кухонным и сервировочным сосудом длительное время был керамический горшок - прямой предшественник современной кастрюли, супницы, баночки для специй, контейнера для хранения сыпучих и жидких продуктов и т. д. В горшках варили супы и каши, кипятили воду, тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разнообразные продукты, хранили крупы, муку, масло. В силу такой универсальности размеры и вместимость горшков были самые разные - от огромной многоведерной корчаги до маленького горшочка на 200 - 300 граммов. Различались горшки и по внешней отделке. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол. Печные же чаще всего никакого орнамента не имели. Интересно, что чем выше становился в городах и деревнях уровень гончарного мастерства, тем меньше внимания уделялось внешней отделке горшков.

Так, горшки, созданные мастерами на ранних этапах развития русских городов, имели более богатый орнамент, чем их поздние собратья. Главным достоинством керамического горшка всегда считалась его прочность. И надо сказать, что тут русские мастера всегда были на высоте, качество их продукции, как правило, не вызывало нареканий. В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Ну а уж если случалось, что горшок треснул, то его не выбрасывали, а тщательно оплетали берестяными лентами и использовали для хранения продуктов. О таком горшке народ даже сложил загадку: 'Был ребенок, не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал'. Однако, несмотря на свою универсальность, горшку трудно было удовлетворить многочисленные кулинарные запросы. Тогда и пришли к нему на помощь всевозможные кастрюли, противни, сковороды.

Вначале сковороды, как и горшки, изготовляли из огнеупорной глины, да и для печи такой материал был наиболее пригоден. По форме первые сковороды напоминали кастрюлю, края которой расширялись вверху. Называли их лАтками. Сбоку латки имелась полая ручка, в отверстие которой вставляли деревянную рукоять. Со временем сковороды стали делать из чугуна. Для выпечки блинов существовали специальные блинные сковороды.

0

5

Вилки
Даже в самых полных инвентарных описях XIV-XV веков упоминается скромное число вилок. У французской королевы Жанны де Эвре, например, при 64 ложках была только одна вилка. Хранила она ее в особом футляре. Король Карл V уже был обладателем нескольких серебряных вилок. Первой англичанкой, которая пользовалась вилкой, была королева Елизавета. Ее двор обходился за обедом собственными руками, считая, что пользоваться вилкой - чисто королевская привилегия. Общественное мнение эпохи Возрождения дружно бичевало такое тлетворное нововедение, как вилка. Духовенство видело в нем воплощение дьявола: вплоть до XVIII века в монастырях строго-настрого запрещалось пользоваться вилкой. А чтобы за обедом не пачкать руки, большим изыском считалось, садясь за стол...надевать перчатки.

Салфетки
Солидный возраст и у салфетки. Их знали еще древние римляне. Правдв, изготовляли тогда салфетки из...алебастра. После обеда их не мыли, а, чтобы очистить, кидали в огонь. В России салфетка прижилась с подачи Петра 1. Само слово пришло к нам от немцев, которые в свою очередь, заимствовали его из итальянского языка.

Толковый словарь русского языка поясняет, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть. Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы. В то же время в Англии, где мужчины брились, салфетки были распространены мало. В настоящее время для сервировки стола используют два вида салфеток — тканевые и бумажные. Тканевыми салфетками, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки. Иногда на торжественных приемах сервируют только тканевыми салфетками. Тогда их используют и для защиты одежды, и для вытирания губ.

0

6

Стол
Его изобретателями были жители Древнего Египта, которым приписывается создание двух видов стола – обеденного и рабочего. Рабочий стол был мобилен – легко складывался и переносился с места на место. Небольшой стол для приема пищи имел круглую столешницу, которая располагалась на округлой же массивной ножке (прототип гефидона). Позднее появилась модель с прямоугольной столешницей, поддерживаемой тремя ножками.

Грекам принадлежит изобретение высоких столов-подставок на трех ногах, которые служили для размещения сосудов с напитками. Трапезы же проходили за приземистыми столиками, которые по завершению приема пищи выносились из помещения. Для изготовления столов греки использовали мрамор, бронзу и дерево.

Во времена Средневековья в обиход вошли модели из дерева. Грубо сработанные массивные столы были насмешкой над утонченными античными силуэтами.

Эпоха Возрождения стала новой точкой отсчета в истории стола – они приобрели утраченное было изящество. Они вновь украшались резьбой, инкрустацией, варьировались формы столешницы (от традиционного круга до овала). Возродился интерес к рабочим столам (первоначально это были конторки, за которыми работали стоя, но постепенно их вытеснили более удобные модели, рабочая деятельность за которыми осуществлялась сидя).

В восемнадцатом веке на мебельную сцену вышли элегантные туалетные столики, а также сервировочные, необходимые в столь важном для соблюдения этикета процессе – сервировке стола. Примерно в это же время в салонах вошли в моду жардиньерки – изящные столики с круглой столешницей, на которых размещали цветы.

На Руси в общее употребление стол вошел в десятом веке. Именно тогда в жилищах простых крестьян стали врываться в земляной пол сделанные из глины столы. Дерево пришло на смену глине значительно позже. Когда-то значение его было несколько иное: престол, сиденье. Первые столы в крестьянских жилищах были глинобитные либо деревянные, врытые в землю. как вид мебели стол появился на Руси не ранее XVII века.

Значение стола, как свидетеля Тайной Вечери, трудно переоценить для последователей христианского учения. Недаром одним из серьезных нарушений считалось дурное поведение за столом (сквернословие, выяснение отношений и так далее). Садиться на стол или класть на него ноги – такое нашим предкам даже в голову прийти не могло! До сих пор правилами этикета порицается псевдодемократичная поза – локти на столе.

0

7

Графин

Интересная родословная и у современного графина. В Древней Руси его место на столе занимала ендова Сегодняшний 'хранитель напитков' ничуть не похож на свою приземистую прародительницу. По форме ендова скорее напоминает широкую миску с открытым узким и длинным сливным носиком. Первые ендовы делали из дерева и керамики, а затем - из металла и стекла. Для подачи на стол напитков служили также керамические кувшины. Форма их дошла до наших дней практически без особых изменений. С развитием стекольного производства в России большое распространение получили различные бутылки и бутыли. Наиболее частыми гостями на столах были штофы из мутно - зеленого стекла, в них разливалась водка. Штоф, кроме того, использовался как мера емкости и равнялся примерно 1,23 л, что соответствовало 10 чаркам. Наряду с упомянутыми сосудами в большом ходу у наших предков были разные кубышки, фляги, кумганы, похожие на кувшины, но с более высоким носиком.

Самовар

Самый известный и в прошлом и в настоящем атрибут русского чайного стола, конечно же, самовар. Этот 'водогрейный для чаю сосуд с медной трубой' свое победное шествие по России начал с Тулы. Именно здесь в 1778 году некий слесарь Лисицын открыл первую в стране самоварную мастерскую. Правда, недавно появились сведения о том, что первый русский самовар был изготовлен гораздо. раньше - в 1740 году - и не в Туле, а на Урале. Так что звание 'самоварной родины' Тула делит с Уралом. Первые самовары по форме тяготели к западноевропейским. Их делали, например, в стиле классицизма, похожими на античную урну. Однако чем шире становилось производство самоваров, тем больше их форма утрачивала былой аристократизм, в ней постепенно стали преобладать чисто русские мотивы. Уже в 1850 году в стране выпускалось примерно 120 тысяч самоваров, а занимались этим ремеслом 28 мастерских.

Какие только самовары не делали: большие - на несколько ведер и маленькие - на 1-2 стакана. Медные самовары постепенно уступили место своим собратьям из сплавов меди и цинка. Кто побогаче, покупал серебряный или никелированный самовар. 'Благодетельным снарядом' называл самовар писатель В. Г. Короленко. Вообще в разных местах России у самовара были свои названия: по-ярославски он 'самогар', по-курски - 'самокипец', а по-вятски - 'самогрей'. Блестящий, пышащий, он вносил в чаепитие праздничность, располагал к неспешной застольной беседе. Пузатые, крутобокие самовары господствовали в прошлом веке на столах представителей всех сословий, от простолюдина до царедворца.

Для чаевника они были вещью просто необходимой: не надо топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут; вода в нем долго оставалась горячей; хорошо распаривалась заварка в чайнике, установленном на самоваре. Наконец, чай, заваренный кипятком из самовара, всегда вкуснее. Обязательным дополнением самовара был также поднос. Непременно лакировананные, с цветной росписью, российские подносы имели самые разные размеры и форму. Овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, фигурные, они прекрасно дополняли сервировку чайного стола, использовались и в качестве самостоятельного украшения жилища.

0

8

Фарфор
http://www.kulina.ru/images/r1022.jpg
Как утверждают историки, фарфоровая чашка с ручкой - та, которую мы ежедневно наполняем душистым чаем - появилась не столь уж давно. Произошло это поистине важное событие около 1730 г. в Вене, когда какой-то изобретательный и предприимчивый мастер фарфоровых дел придумал снабдить китайскую гайвань (пиалу) боковой ручкой, и эта конструкция стала более удобной для европейцев - ведь до этого в течение многих лет они пили кофе из металлических чашечек с ручкой, а воду, пиво или молоко - из кружек.

Распространение чайного напитка в Европе совпало с расцветом производства фарфора в целом и посуды для чаепития как одного из его направлений. Необходимость осваивать новый материал была обусловлена также и крайне высокой закупочной стоимостью чайников, чайниц и гайваней, привозимых вместе с чаем из Китая. Фарфоровая и фаянсовая посуда для чая производилась и употреблялась с XVIII в. и в России. Но фарфор и чай всегда составляли элитарный тандем, и даже с превращением чаепития в общенародную традицию во второй половине XIX в. качественный фарфор и высокосортный чай сохранили статус атрибутов роскоши и в своем сочетании представляли удовольствие для немногих. Выражаясь высокопарно, чашка чая, соединяя в себе произведение искусства и дар природы, предназначена для получения изысканного наслаждения. Другое дело, что понимание чаепития доступно всем. Многообразие производимой посуды и хорошо налаженная поставка разных сортов чая способствовали развитию среди широких слоев населения России этой благотворной привычки.

Первая наша фаянсовая фабрика была открыта в 1724 г. в Москве близ Алексеевской улицы купцом Афанасием Кирилловичем Гребенщиковым, получившим надлежащие привилегии от Мануфактур-коллегии. Позднее этот решительный человек многое делал и для налаживания производства отечественного фарфора, поскольку был знатоком пригодных для него гжельских глин. Вряд ли Гребенщиков начал производство с предметов для чаепития, поскольку потребность в прочей столовой посуде была гораздо больше. Но вот когда его сын Иван открыл секрет фарфора, то первым показательным изделием стала чашка, украшенная синими травками. К сожалению Гребенщиковым не разрешили производить фарфор, поскольку в это же время шла активная работа по созданию завода в столице, и конкуренты были не нужны. Так первый в России и всего третий по счету в Европе фарфоровый завод был основан в Санкт-Петербурге в 1744 г. По европейской традиции, как все предприятия, обслуживавшие монарха и двор, он получил звание Императорского. Гениальным подвижником этого начинания суждено было стать ученому-химику Дмитрию Ивановичу Виноградову. Он экспериментальным путем добился высококачественного состава фарфоровой массы, выдерживающей обжиг. Особую белую глину привозили из Сибири, из-под- Челябинска. Через десять лет Императорский фарфоровый завод успешно соперничал в России с изделиями Мейссенской королевской мануфактуры. Но потребность в фарфоре и мода на него росли, а Императорский завод не поставлял свою продукцию на продажу, и поэтому закономерным стало открытие в середине 60-х годов XVIII в. под Москвой, в Вербилках, частного завода английского купца Франца Гарднера. Сам Гарднер был лесопромышленником, а не специалистом в керамическом деле, и технологической частью у него, предположительно, занимался кто-то из наших местных мастеров, скорее всего - один из потомков Афанасия Гребенщикова.

Среди исследователей есть даже мнение, что Гарднер смог приписать лично себе всю организацию производства и присвоить звание 'первопроходца' не вполне заслуженно, воспользовавшись своим привилегированным положением в России. Как бы там ни было, но через пятнадцать лет после открытия завода его фарфор мало уступал по качеству иностранному. За эталон в Европе и в России принимали саксонский фарфор, и предприимчивый Гарднер без страха и стеснения подделывал на своих вещах марку Мейссенской мануфактуры - скрещенные мечи. В Москве в торговых рядах им была открыта лавка, где продавались расписанные шиповником и незабудками чашки, блюдца, тарелки, блюда, а также мелкая скульптура ('куклы', как тогда ее называли). Надо сказать, что роспись букетами и отдельными крупными цветами с преобладанием темно-розового и бордового вскоре и надолго стала отличительным фирменным признаком гарднеровской посуды. Основная часть продукции была изначально рассчитана на широкого покупателя, но изготавливали на фабрике и специальные дорогие заказы. Например, такие как чайный сервиз с фамильным гербом для московского губернатора графа З. Г Чернышева. Слава лучшего частного предприятия утвердилась за фабрикой Гарднера после удачного выполнения в 1778-1784 гг. заказа самой Екатерины II на четыре особенных Орденских сервиза с соответстующим декором - изображением Георгия Победоносца, Андрея первозванного, Александра Невского и Святого Владимира. И все же до конца XVIII столетия в России пользовались металлической посудой.
В домах знати она была серебряной и, да-да, золотой! В конце 80-х годов П.Б. Шереметев устроил в Кусково пышный прием в честь Екатерины II, и стол был сервирован только золотыми предметами. В этом была, бесспорно, подавляющая роскошь, тогда как фарфор отвечал более утонченному вкусу просвещенных слоев общества. И мы можем предположить, что граф выглядел консервативным и чуть старомодным в своем предпочтении золота. Но еще какое-то время в отношении к фарфору чувствовалось некоторое сомнение. Неслучайно первые фарфоровые чайные сервизы рубежа XVIII-XIX вв. сплошь золотили, имитируя богатство золотой посуды. Благородная белизна материала не сразу стада пониматься как нечто самодостаточное и ценное.

Само собой, простые люди пользовались оловянной и майоликовой (глиняной, покрытой глазурью и красками) утварью, а 'с фарфоров не едали'. К первой четверти XIX в. стараниями отечественных производителей фарфора тонкостенная и звонкая посуда перестала быть редкостью в богатых домах, вполне утвердилась на ) парадном и повседневном столе, а изменения моды касались теперь формы и росписи. Чайные сервизы стали естественной частью интерьера женского кабинета, обозначая гостеприимство и домашнее общение. Милая суета подготовки чаепития, все эти нарядно расписанные чайники, сахарницы, звон серебряных ложечек о чашки и неспешная беседа стали чем-то вроде игры, любимого развлечения. И теперь в свете за чудаков считали тех, кто не придерживался принятого чайного этикета. Одним из таких оригиналов был, кстати сказать, Василий Григорьевич Костенецкий, более известный тем, что в войну 1812 года принял на себя командование артиллерией после гибели Кутайсова. Так вот, по утверждению В. Пыляева, он предпочитал и дома обходиться вообще без чайника и чашки, а заваривал крепкий чай прямо в стакан, пил его без сахара, а допив, жевал чайные листья. Ну что ж, исключение подтверждает правило. Получалось, что фарфоровая посуда исполняла в жизни несколько важных ролей: из нее с комфортом ели и пили, ею украшали жилое пространство, ее коллекционировали как предмет искусства, и, наконец, с ее помощью общались и даже передавали личные сообщения! Ведь кроме используемой в быту посуды существовал круг предметов, даримых со смыслом, на память, и бережно хранимых. Как правило, это чашки с 6людцами с жанровой росписью, пейзажем или цветочной символической композицией. Но главное - надпись золотом, заказанная дарителем в специальной мастерской. Позволим себе прочесть некоторые из этих нежных признаний, хранящихся на фарфоре вот уже двести лет:
'Ни место дальности ни время долготою не может разлучить сердец наших с тобою'.
'Каво сим подарить, спросил я себя. А сердце мое назначило тебя'.
'Вразлуке сердце стонет'.

Последнее признание было зашифровано в форме ребуса на сахарнице. Чашки и сахарницы - их будут касаться руки любимых, это сосуды-вместилища тайных чувств. А блюдца издавна связывали с зеркалом, то есть отражением. Тонкий фарфор заключал в себе намек на хрупкость человеческих чувств, отношений, памяти: 'Не разбей, чтоб помнить'. Итак, если первая половина XIX в. прошла в Москве 'под маркой' фарфора Гарднера, то вторая его половина связана уже с другим именем. Целая эпоха в повседневной жизни москвичей связана с кузнецовским фарфором, без которого не обходился ни один трактир, ни одна чайная и, конечно, ни одно застолье в доме. Фарфор в это время уже 'пошел в народ', и такое распространение изделий фабрик Кузнецовых объясняется прежде всего их особой демократичностью.

Наряду с элитарными высокохудожественными вещами производились массовые - доступные и популярные. По преданию, родоначальником фамильного дела стал Яков Васильевич - старообрядец, владелец кузни и постоялого двора с торговым заведением на дороге между деревнями Речица и Новохаритоново. В 1810 г. он вместе с сыновьями Терентием и Анисимом построил у деревни Гжель небольшое мануфактурное предприятие и с помощью местных мастеров наладил собственное дело по производству типичных для того времени и места чашек с блюдцами, тарелок 'с бусом' по краю, полоскательниц, мелкой жанровой скульптуры. Уже тогда хозяин ориентировался на массовое производство недорогой расхожей продукции. Эта черта и определила будущее увеличение масштабов производства, и расширение рынка сбыта. В 1812 г. предприятие перешло к Терентию Кузнецову. В 1832 г. он основал свой завод в Дулеве Владимирской губернии, в 1843 г. в Риге открывается еще один фарфорово-фаянсовый завод, который выпускал столовую и чайную посуду, телеграфные и телефонные изоляторы, полуфаянсовые изделия. В 1851-1853 гг. приобретен завод А.Г. Сафронова в деревне Короткой Богородского уезда, позднее он перешел во владение к сыну Терентия - Сидору. Но истинно всенародное признание фамилия получила с приходом в дело Матвея Сидоровича, присоединившего в 1870 г. завод Ауэрбаха в Тверской губернии, в 1871 г. - завод Никитина в Велковском уезде и в 1887 г. - Будянский в Харьковской губернии, В том же 1887 г. на базе этих предприятий сформировалось 'Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова', позднее пополнившееся заводами Гарднера в Вербилках (1891), Рыбинским в Ярославской губернии (1894), Славянским в Черниговской губернии (1895), Песоченским в Калужской губернии (1911). А двоюродный брат Матвея Сидоровича - Иван Емельянович - основал в 80е годы XIX в. еще три завода: Волховский, Бронницкий и Грузинский. Таким образом, в общей сложности Кузнецовы владели восемнадцатью предприятиями, из них на территории России находились четырнадцать. Читатель может спросить: к чему эти утомительные цифры и подробности? Конечно, незачем запоминать, в какой последовательности возникали и присоединялись заводы, но поражает размах деятельности 'Товарищества', и вызывает огромное уважение уникальная личность Кузнецова, ставшего на рубеже веков фактическим монополистом в производстве фарфора и фаянса для всей России. Ведь снабжение Москвы было, безусловно, важной, но лишь частью его масштабной предпринимательской деятельности. Напоминаем также, что на базе кузнецовских заводов развились другие крупнейшие фарфоровые и фаянсовые производства - Дулевский, Конаковский, Дмитровский, Рижский, Первомайский заводы и некоторые другие. Посуду, оп красйней мере, первых трех из названий заводов москвичи охотно покупают и сейчас, часто не связывая сегодняшние названия с фамилией Кузнецовых. Матвей Сидорович прекрасно знал и понимал психологию обывателя, то есть обычного человека любого круга или сословия. Посуда ведь нужна всем: расписанная в народных гжельских традициях - для крестьян и простых горожан, богато украшенная золотыми завитками - для солидных купцов, утонченная и стильная - для аристократов и вообще людей 'с пониманием'. В целом ассортимент изделий был очень разнообразным и удовлетворял вкусы покупателей всех социальных групп. В каталогах 1915 г. насчитывается 329 форм одних только чашек. В особую группу выделялись подарочные чашки с такими надписями: 'Чай пей' - примерно на 250 мл, 'Пей другую' - на пол-литра и 'Довольно и одной' - на великанской литровой. Шутливый намек на реальное количество выпиваемого русскими чаю! А чайники! 'Круглый', 'трактирный', 'дулькой', 'репкой', 'каской'. Чайные пары 'круглая', 'толсторучка', 'стопкой' и пр. В производстве находилось 112 чайных сервизов разных 'фасонов' и 20 кофейных наборов. Неслучайно к чайному столу московские хозяйки любили подавать свежее масло в кузнецовских масленках, на формах которых демонстрировали свое мастерство и неисчерпаемую фантазию мастера-фарфористы. А выбрать было из чего - масленки 'дыня', 'тыква', 'курица', 'огурец', 'гроздь винограда', 'калач', 'орех', 'ананас', даже масленка в виде стопки блинов или масленка-бант. Такая вещь служила и украшением стола, и забавой. Именно вещи периода 'Товарищества' мы сейчас чаще всего называем 'кузнецовскими', поскольку их много сохранилось до наших дней. Это и супницы на поддонах, и длинные рыбные блюда, и чашки с блюдцами, но больше всего, кажется, обыкновенных столовых тарелок, которые с осторожностью и гордостью переворачивают владельцы, демонстрируя гостям характерную голубую или зеленую марку с орлом. В Москве, да, наверное, не только здесь, принято было на свадьбу дарить солидный столовый, а на рождение ребенка - тонкий чайный сервиз. Это был определенный символ обновления жизни и в то же время - пожелание беречь друг друга. На именины устраивали парадное чаепитие, старались заварить какой-то особенный душистый чай. Однажды в обычной московской семье в подобный торжественный день произошел конфуз: в предпраздничной суете забыли купить чай, и прислуга, спохватившись, когда самовар уже поспел, шедро заварила свой в дареный новенький розовый чайник. Каково же было удивление гостей и смущение хозяев, когда вместо ожидаемого ароматного напитка из чайника полилась бурая жидкость с непонятным запахом. Прислугу тут же допросили и, разобравшись, что к чему, в честь праздника даже не ругали, а только просили не покупать себе более чаю у 'китайцев'.

Оказывается, был в Москве целый 'китайский квартал', где жили производители поддельного китайского чая. Бессовестные мошенники (наши же соотечественники, а никакие не китайцы) скупали ведрами по дешевке спитой чай в трактирах и чайных, высушивали его на крышах под солнцем или на противнях в печках, паковали в лишь отдаленно похожие на фабричные коробки и пускали в продажу покупателям попроще или в пригород. Мастера этого нечестного дела по-своему заботились о качестве товара: для 'крепости' добавляли в чай железные опилки, придававшие заваренному чаю хороший ржавый цвет. И это еще одна из самых безвредных их добавок, так как тяжелые опилки прочно осаживались на дне чайников. Гораздо опаснее для бедного потребителя были химические красители и марганцовка. Да, нужно признать, что все хорошие вещи пытаются фальсифицировать. И для чая, и для фарфора это часть их истории существования. Вспомним, и солидный Гарднер позволял себе 'списывать'. Но чай и фарфор образовали столь прочный союз, что не стоит опасаться его распада. Тем более, что всегда действует одно золотое правило: чтобы отличить подделку, надо знать подлинное.
Ю. Харькова

0


Вы здесь » МОСКВА ФОРУМ » .::Кулинария::. » Сервировка стола